САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ,
ОСНОВАННАЯ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ
Ассоциация «Объединение организаций выполняющих инженерные
изыскания в газовой и нефтяной отрасли
«ИНЖЕНЕР-ИЗЫСКАТЕЛЬ»
Регистрационный номер записи о внесении сведений в госреестр: СРО-И-021-12012010

Ассоциация "Инженер-Изыскатель" внесена в реестр операторов персональных данных
Ассоциация "Инженер-Изыскатель" является оператором Национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования

Обзор актов федеральных органов власти за декабрь 2018г

 Страница создана: 16.01.2019 14:17, обновлена 16.01.2019 14:28
ОБЗОР
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
за декабрь 2018 года.

 1. ПРИНЯТЫЕ АКТЫ

 

Федеральный закон от 27.12.2018 № 525-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Определены полномочия Госкорпорации «Росатом» по регулированию плавания в акватории Северного морского пути.
Федеральным законом реализуется «принцип 2-х ключей» при регулировании деятельности в акватории Северного морского пути, в соответствии с которым предусматривается утверждение Минтрансом России по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» отдельных актов в сфере функционирования Северного морского пути.

Госкорпорация «Росатом» наделяется полномочиями по организации плавания судов в акватории Северного морского пути, а на Минтранс России возлагаются задачи по осуществлению контрольно-надзорных функций, в том числе по утверждению стандартов и требований безопасности мореплавания.
Федеральным законом предусматриваются полномочия Правительства РФ по утверждению порядка навигационного и гидрографического обеспечения Северного морского пути и порядка выдачи разрешений на плавание судов. При этом навигационно-гидрографическое обеспечение Северного морского пути будет осуществляться Госкорпорацией «Росатом» и Росморречфлотом; разрешения на плавание судов будут выдаваться Минтрансом России по согласованию с Госкорпорацией «Росатом».
Кроме того, предусматривается, что развитие инфраструктуры Северного морского пути будет осуществляться в соответствии с его планом развития инфраструктуры. Указанный план будет разрабатываться и реализовываться Госкорпорацией «Росатом», а утверждаться Минтрансом России в порядке, установленном Правительством РФ.

 Федеральный закон от 27.12.2018 № 572-ФЗ
«О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции»
.

Установлен единый порядок перезаключения договоров аренды государственного или муниципального имущества на новый срок.
Определено, что по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного по результатам проведения торгов или без их проведения (за исключением отдельных случаев), заключение такого договора на новый срок с арендатором, надлежащим образом исполнившим свои обязанности, осуществляется без проведения конкурса, аукциона, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством при соблюдении определенных условий. Это положение распространяется также на случаи заключения на новый срок договоров аренды государственного или муниципального имущества, заключенных до 2 июля 2008 года.
Кроме того, предусмотрено, что при заключении без проведения конкурсов или аукционов и исполнении договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, бюджетных и автономных научных учреждений, договоров аренды, безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, их цена может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором.
 
С потребителей снята ответственность за приобретение, установку и замену приборов учета электрической энергии.
Соответствующая обязанность переносится на гарантирующих поставщиков (в отношении многоквартирных домов) и сетевые организации (в отношении иных потребителей). При этом расходы гарантирующего поставщика, понесенные им для приобретения, установки и замены приборов учета электрической энергии, подлежат включению в состав сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. Расходы сетевой организации подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии и платы за технологическое присоединение в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
Федеральным законом также закрепляется понятие «интеллектуальная система учета электрической энергии (мощности) (ИСУ)». Правительство РФ наделяется полномочием по утверждению правил предоставления доступа к минимальному набору функций ИСУ.
Регламентируется порядок коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению. При этом устанавливается обязанность гарантирующих поставщиков и сетевых организаций осуществлять контроль соблюдения требований, при которых допускается применение прибора учета.
Федеральным законом устанавливается, что по всем приборам учета электрической энергии, после 1 января 2022 года допускаемым в эксплуатацию на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, гарантирующими поставщиками и сетевыми организациями должно быть обеспечено безвозмездное предоставление субъектам электроэнергетики и потребителям электрической энергии, в отношении которых они обеспечивают коммерческий учет такой энергии, минимального набора функций ИСУ.
С 1 января 2023 года в случае непредоставления или ненадлежащего предоставления гарантирующим поставщиком и сетевой организацией доступа к минимальному набору функций ИСУ субъект электроэнергетики или потребитель электрической энергии (мощности) вправе потребовать уплаты штрафа.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.

Постановление Правительства РФ от 29.12.2018 № 1742 «Об утверждении Правил направления Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в хозяйственные общества и федеральные унитарные предприятия, имеющие стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности Российской Федерации, хозяйственные общества, находящиеся под их прямым или косвенным контролем, публично-правовые компании с целью получения информации о совершаемых указанными обществами, федеральными унитарными предприятиями и публично-правовыми компаниями операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, об их характере и о целях, а также получения Федеральной службой по финансовому мониторингу ответов на такие запросы».

Стратегическим предприятиям установлен срок в 10 рабочих дней для ответа на запросы Росфинмониторинга.
Утвержденные Правила применяются при направлении Росфинмониторингом запросов для получения информации об операциях (о сделках) с денежными средствами или иным имуществом, о характере и целях таких операций (сделок), совершаемых: хозяйственными обществами, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности государства, и обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем; федеральными унитарными предприятиями, имеющими стратегическое значение для оборонно-промышленного комплекса и безопасности государства, и хозяйственными обществами, находящимися под их прямым или косвенным контролем, а также публично-правовыми компаниями.
Запросы направляются в электронной форме, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью через личный кабинет, или на бумажном носителе на бланке Росфинмониторинга посредством фельдъегерской или специальной связи. Организацией в течение 3 рабочих дней проводится проверка электронной подписи и соответствия запроса установленным требованиям и размещается сообщение о принятии или непринятии запроса.
Запрашиваемая информация представляется организацией в Росфинмониторинг в электронной форме через личный кабинет в течение 10 рабочих дней, следующих за днем получения запроса. При необходимости получения информации из филиала (иного обособленного подразделения организации) срок увеличивается на 10 рабочих дней. В случае если запрашиваемая информация не может быть представлена в установленные сроки, Росфинмониторинг при получении от организации мотивированного уведомления о невозможности представления в установленные сроки информации вправе продлить срок ее представления, но не более чем на 10 рабочих дней.
В случае невозможности направить сообщение в электронной форме через личный кабинет организации до устранения причин, препятствующих такому направлению, организация представляет в Росфинмониторинг сообщение в электронной форме на оптическом или цифровом носителе информации с приложением сопроводительного письма на бумажном носителе.

Постановление Правительства РФ от 30.11.2018 № 1442
«Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ»
.

Скорректированы правила госрегулирования цен на газ (в том числе сжиженный), добываемый ПАО «Газпром».
Указывается, что государственное регулирование оптовых цен на газ не применяется в отношении природного газа:
реализуемого ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами на организованных торгах в объемах, определяемых Правительством РФ;
реализуемого ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами организациям для производства природного газа в сжиженном состоянии для последующего экспорта и организациям, заключившим договоры поставки газа после 01.11.2018, предусматривающие начало поставки природного газа после 01.01.2020, для производства метанола из газа природного в газообразном состоянии для последующего экспорта;
производимого с применением технологии по сжижению газа и (или) его регазификации из газа, добываемого ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами, собственниками региональных систем газоснабжения и поставляемого потребителям, не относящимся к категории «население»;
добываемого организациями, созданными во исполнение Указа Президента РФ от 17.11.1992 № 1403 «Об особенностях приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий, производственных и научно-производственных объединений нефтяной, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепродуктообеспечения» (кроме организаций, являющихся собственниками региональных систем газоснабжения).
Также устанавливается, что при определении тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям для категории потребителей, относящихся к категории «население», учитываются расходы, связанные с эксплуатацией приемных емкостей, используемых для хранения и регазификации сжиженного природного газа, технологически связанных с газораспределительными сетями и принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании организациям, оказывающим услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, в соответствии с методическими указаниями по регулированию тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, утверждаемыми ФАС России по согласованию с Минэкономразвития России.

Распоряжение Правительства РФ от 22.12.2018 № 2914-р
Об утверждении Стратегии развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года
.

Определены приоритеты, цели и задачи геологической отрасли до 2035 года.
Стратегической целью развития минерально-сырьевой базы является создание условий для устойчивого обеспечения минеральным сырьем социально-экономического развития и поддержания достаточного уровня экономической и энергетической безопасности Российской Федерации.
В ходе реализации утвержденной Стратегии предусматривается, в числе прочего, решение следующих задач:
повышение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа;
развитие высоколиквидной минерально-сырьевой базы для действующих и формируемых минерально-сырьевых центров, в том числе в пределах территорий опережающего развития и приоритетных территорий Российской Федерации, включающих Дальневосточный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Байкальский регион, Арктическую зону Российской Федерации, Республику Крым, г. Севастополь, Калининградскую область;
выявление месторождений углеводородного сырья и твердых полезных ископаемых нетрадиционных геолого-промышленных типов в перспективных регионах России и на ее континентальном шельфе;
обеспечение рационального использования созданной минерально-сырьевой базы за счет вовлечения в эксплуатацию трудноизвлекаемых запасов нефти и газа, неразрабатываемых месторождений твердых полезных ископаемых, создания условий для освоения техногенных месторождений, извлечения ценных компонентов из вскрышных, вмещающих горных пород, а также попутных промышленных вод;
воспроизводство и охрана подземных вод;
снижение негативного влияния освоения недр на окружающую среду;
создание и внедрение передовых технологий геолого-разведочных работ, замещение импортного оборудования и услуг отечественными, не уступающими зарубежным аналогам.
Стратегия будет реализована в 2 этапа.
На первом этапе (2018 - 2024 годы) предусматривается совершенствование основных правовых и экономических механизмов, способствующих росту инвестиционной привлекательности российских недр, оптимизация направлений работ за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями Стратегии. В рамках первого этапа будут разработаны необходимые программные и проектные документы, обеспечивающие концентрацию финансовых средств, технологического и кадрового потенциала на достижение показателей развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации.
На втором этапе (2025 - 2035 годы) предусматривается проведение всего комплекса работ для достижения целей и задач Стратегии с учетом ее актуализации.
Продолжатся работы, необходимые для повышения инвестиционной привлекательности российских недр, на основе чего будет создана модель саморегулируемой системы достижения оптимального баланса прироста и погашения запасов полезных ископаемых.
Финансирование направлений, предусмотренных Стратегией, будет осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.
До 2025 года в сфере ответственности государства будет находиться финансирование поисковой стадии по работам, ориентированным на формирование фонда объектов твердых полезных ископаемых, имеющих первостепенное государственное значение.
В последующие годы финансирование поисковых работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы этих видов полезных ископаемых также будет осуществляться за счет средств недропользователей.
За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации будет проводиться значительная часть работ, связанных с подземными водами и общераспространенными видами полезных ископаемых.
Средства компаний-недропользователей и специализированного (венчурного) фонда будут направляться на оценку запасов полезных ископаемых, подготовку их к промышленному освоению.
Признано утратившим силу Распоряжение Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1039-р.

Приказ ФАС России от 16.08.2018 № 1151/18
«Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину»
Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2018 № 52888.

Обновлены методические указания по расчету размера платы за технологическое присоединение к сетям газораспределения.
Методические указания определяют процедуру и порядок расчета размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и размеров стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.
Указания предназначены для использования органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования тарифов, газораспределительными организациями, владеющими на праве собственности или ином законном основании газораспределительной сетью, непосредственно к которой или опосредованно через сеть газораспределения и (или) газопотребления иного владельца, который не оказывает услуги по транспортировке газа, бесхозяйную газораспределительную сеть, планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, а также юридическими или физическими лицами, являющимися правообладателями земельных участков, намеренными осуществить или осуществляющими на них строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к газораспределительной сети или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к газораспределительной сети.
Утратившим силу признается Приказ ФСТ России от 28.04.2014 № 101-э/3 «Об утверждении Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину».

Приказ Ростехнадзора от 26.11.2018 № 588 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности объектов сжиженного природного газа»
Зарегистрировано в Минюсте России 24.12.2018 № 53113.

Установлены правила промбезопасности при выполнении работ, связанных с производством, хранением, приемом, отгрузкой, регазификацией сжиженного природного газа.
Правила предназначены для применения при проектировании, строительстве, эксплуатации, реконструкции, техническом перевооружении, ремонте, консервации и ликвидации опасных производственных объектов сжиженного природного газа и устанавливают:
- общие требования к технологическим процессам, связанным с обращением сжиженного природного газа;
- требования к обеспечению безопасной эксплуатации опасных производственных объектов сжиженного природного газа;
- требования безопасности при обслуживании и ремонте технологического оборудования и трубопроводов;
- требования к анализу опасностей технологических процессов и количественному анализу риска аварий.
Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев после его официального опубликования.

Приказ Минтруда России от 20.11.2018 № 711н
«Об утверждении профессионального стандарта «Корпоративный секретарь». Зарегистрировано в Минюсте России 10.12.2018 № 52943.

Утвержден профессиональный стандарт для корпоративных секретарей.
Согласно стандарту целью деятельности данных специалистов является повышение эффективности корпоративного управления, инвестиционной привлекательности хозяйственного общества в интересах его участников.
В функции данных специалистов входит:
- организация публичного раскрытия и предоставления информации о деятельности хозяйственного общества по требованию акционеров и иных лиц;
- организация общих собраний акционеров и заседаний коллегиальных органов хозяйственного общества;
- организация защиты прав и интересов акционеров (участников) хозяйственного общества;
- осуществление деятельности по повышению эффективности корпоративного управления в хозяйственном обществе.
Стандартом устанавливаются требования к образованию и опыту работы, необходимые специалисту для выполнения этих функций.

Приказ Ростехнадзора от 26.12.2018 № 647 «Об утверждении Руководства по безопасности "Методика оценки риска аварий на опасных производственных объектах магистрального трубопроводного транспорта газа».

Разработано руководство по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий в отношении производственных объектов магистральных трубопроводов, в том числе магистральных газопроводов.
Руководство содержит рекомендации по методическим подходам, термины и определения, а также рекомендации по процедуре проведения и оформлению результатов количественного анализа риска аварий, которые используются при разработке:
проектной документации на строительство или реконструкцию опасных производственных объектов магистральных трубо- и газопроводов (далее - ОПО МГ);
документации на техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервацию и ликвидацию ОПО МГ;
декларации промышленной безопасности ОПО МГ;
обоснования безопасности ОПО МГ;
плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО МГ;
плана мероприятий по снижению риска аварий и других документов в составе документационного обеспечения систем управления промышленной безопасностью.
Настоящее Руководство рекомендуется использовать в качестве основы для разработки отраслевых методических рекомендаций, руководств и методик по проведению анализа риска аварий на ОПО МГ. Рекомендации по анализу риска аварий при необходимости могут дополняться и уточняться в соответствующих руководствах по безопасности, отражающих отраслевую специфику и технологические особенности ОПО МГ.

Информация ФНС России «С 1 января 2019 года расширится список доходов, не облагаемых налогом на прибыль организаций».

ФНС России сообщает, что с 1 января 2019 года расширится закрытый перечень доходов, которые не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В указанный перечень войдет возврат ранее внесенных акционером денег в имущество компании. Так, при определении налоговой базы не будут учитываться средства, которые акционер получил безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества в пределах суммы ранее осуществленного им денежного вклада в имущество. При этом хозяйственное общество или товарищество и их правопреемники обязаны хранить документы, подтверждающие сумму соответствующих вкладов в имущество и суммы полученных безвозмездно денежных средств.
Также в доходах не будут учитываться результаты работ по переносу, переустройству объектов основных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности или оперативного управления, если эти работы выполнены сторонними организациями в связи с созданием иного объекта капитального строительства, который находится в государственной или муниципальной собственности и финансируется за счет бюджета РФ (пп. 11.2 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Кроме того, если в рамках целевого финансирования будут получены субсидии на возмещение расходов, которые не учитываются при налогообложении, то они тоже не будут формировать налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Исключение составляют расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества, а также расходы в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств.

Письмо ФАС России от 09.02.2018 № АД/8564/18 «О разъяснении применения антимонопольного законодательства по вопросу передачи прав владения и (или) пользования в отношении объектов системы газоснабжения, газораспределительной системы, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов путем предоставления государственной или муниципальной преференции».

ФАС России разъяснены особенности передачи прав владения и (или) пользования объектами газоснабжения без проведения торгов.
Отмечается, что в правоприменительной практике встречаются случаи, когда проводимые органами государственной власти или органами местного самоуправления открытые конкурсы на право заключения договора аренды находящихся в государственной (муниципальной) собственности объектов газораспределительной системы, системы газоснабжения признаются несостоявшимися, так как заявки на участие в конкурсе не представляются.
Органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления часто имеют намерение в указанных случаях предоставить указанные объекты в пользование без проведения торгов посредством предоставления государственной или муниципальной преференции. Однако согласно Федеральному закону от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию. Поскольку лицензия может быть выдана только при наличии на праве собственности или ином законном основании по месту осуществления лицензируемого вида деятельности земельных участков, зданий, строений и сооружений, на (в) которых размещаются объекты, а при подаче заявления о даче согласия на предоставление преференции в указанном случае лицензия отсутствует, заявление антимонопольным органом не рассматривается, предоставление преференции не согласовывается.
Вместе с тем концессионное соглашение без проведения торгов может быть заключено по инициативе лиц, имеющих право на заключение концессионного соглашения без конкурса (статья 37 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»).

Разъяснение ФАС России «Путеводитель по осуществлению сделок в отношении хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства, в соответствии с Законами № 57-ФЗ И 160-ФЗ».

ФАС России представлена наглядная таблица для установления возможности и порядка осуществления иностранных инвестиций в стратегические предприятия.
В таблице указываются:
обязанности иностранных инвесторов при осуществлении инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства, не осуществляющие пользование участком недр федерального значения;
обязанности иностранных инвесторов при осуществлении инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства и осуществляющие пользование участком недр федерального значения;
обязанности иностранных инвесторов при совершении иных сделок, влекущих установление контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства (необходимость подачи иностранным инвестором ходатайства (уведомления) о совершении таких сделок);
отношения, на которые не распространяется действие Федерального закона от 29.04.2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
обязанности иностранных инвесторов по подаче ходатайств в соответствии с Федеральным законом от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
В таблице приводятся пороговые значения владения акциями (долями) в уставном капитале общества с указанием допустимости владения такой долей и перечня обязанностей, возникающих у иностранного инвестора при приобретении указанной доли.
 
Недопустимо принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в установленных случаях без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения.
В письме представлены следующие разъяснения вопросов, возникающих при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства, выдаче и исполнении предупреждений, в частности:
отсутствие в предупреждении четкого перечня действий, которые следует совершить лицу, которому оно выдано в целях прекращения нарушения антимонопольного законодательства, устранения причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, может служить основанием для его отмены;
возможность отмены, пересмотра по новым или вновь открывшимся обстоятельствам ранее выданного предупреждения не предусмотрена;
в случае исполнения предупреждения и поступления информации об этом в антимонопольный орган после истечения установленного в нем срока, но до возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства такое дело не может быть возбуждено, а заявителю должно быть направлено решение об отказе в возбуждении дела в связи с устранением признаков нарушения антимонопольного законодательства;
в случае установления факта предоставления в антимонопольный орган недостоверной информации об исполнении предупреждения после принятия решения об отказе в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства истечение необходимого для исполнения предупреждения срока в десять рабочих дней не является препятствием для возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с неисполнением предупреждения.
 

Письмо ФАС России от 24.12.2018 № СП/106050/18 «О направлении разъяснений по вопросу обзора правоприменительной практики при рассмотрении заявлений, дел антимонопольными органами, а также судебных решений по статье 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в случае навязывания доминантом невыгодных условий при заключении договоров».

ФАС России названы три основные группы навязываемых условий договоров, невыгодных для контрагентов.
В обзоре содержатся следующие разъяснения, в том числе:
существуют основные группы навязываемых условий договора, невыгодных или не относящихся к предмету договора, к которым относятся экономически необоснованные условия договоров, включаемые занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом в договор, условия, не имеющие технологического обоснования, а также условия, ущемляющие законные интересы организаций, которые не соответствуют законодательству;
о навязывании невыгодных контрагенту условий договора будет свидетельствовать настаивание занимающей доминирующее положение организации на включение в договор спорных условий под угрозой незаключения договора или прекращения действующего договора, а также прекращение исполнения обязательств по договору;
при оценке невыгодности или неотносимости навязываемых условий к предмету договора антимонопольному органу необходимо оценить соответствие таких условий интересам контрагента;
комиссии по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства следует определиться с вопросом о том, к каким последствиям приводят или могут привести действия (бездействие): к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, либо к ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей (за исключением случаев, когда рассматривается дело в отношении субъектов естественных монополий);
в случае выявления факта навязывания невыгодных условий договора о подключении (технологическом присоединении) лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, такие действия должны быть рассмотрены антимонопольным органом на предмет соответствия статьи 9.21 КоАП РФ.

Информация ФНС России «О применении в 2019 году налоговых ставок по налогу на имущество организаций в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и сооружений, являющихся их неотъемлемой частью».

ФНС России информирует, какие ставки налога на имущество организаций применяются в 2019 году в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и сооружений.
ФНС сообщены общие требования к установлению ставок налога на имущество организаций, закрепленные к НК РФ.
Так, по общему правилу налоговые ставки по налогу на имущество организаций устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%.
Статьей 380 НК РФ установлены предельные ставки налога, определяемые законами субъектов РФ в отношении указанных выше объектов имущества на период 2013 - 2018 годов.
Если налоговые ставки не определены законами субъектов РФ, налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в статье 380 НК РФ.
Отметим, что в информации ФНС России от 28.12.2018 сообщалось, что в 2019 году с 1,9 до 2,2% увеличиваются (пп. 1, 3 ст. 380 НК РФ) предельные налоговые ставки, определяемые законами субъектов РФ в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
 
С 1 января 2019 года уточнены критерии признания сделок контролируемыми. Новые критерии применяются к сделкам, доходы и (или) расходы по которым признаются при исчислении налога на прибыль с 1 января 2019 года, вне зависимости от даты заключения соответствующего договора.
Сообщается, что внешнеторговые сделки признаются контролируемыми, если сумма доходов по ним за календарный год превышает 60 млн рублей.
Внутрироссийские сделки признаются таковыми, если:
сумма доходов по таким сделкам за календарный год превышает 1 млрд рублей;
сделки удовлетворяют условиям, указанным в пункте 2 статьи 105.14 НК РФ.
Теперь в числе таких условий указано также: применение сторонами разных ставок по налогу на прибыль от деятельности, в рамках которой заключена сделка, и учет доходов (расходов) по сделке при определении налоговой базы по НДД.

Информация ФНС России «О порядке налогообложения объектов недвижимости организаций с 2019 года».

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения, касающиеся уплаты налога на имущество организаций.
С указанной даты:
из объектов налогообложения исключается движимое имущество;
с 1,9 до 2,2% увеличиваются предельные налоговые ставки в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью;
к субъектам РФ, в которых установлен порядок налогообложения исходя из кадастровой стоимости, добавятся еще четыре: Республика Чувашия, Иркутская, Курская и Смоленская области;
к организациям, освобождаемым от уплаты налога, дополнительно отнесены фонды, управляющие компании и их дочерние общества, признанные таковыми в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах;
с отчетности за первый квартал 2019 года необходимо представлять налоговые расчеты по новым формам.
Для централизации представления налоговых расчетов рекомендовано ознакомиться с разъяснениями ФНС России в письме от 21.11.2018 № БС-4-21/22551@.

Письмо ФАС России от 28.11.2018 № АД/97165-ПР/18 «О рассмотрении обращения».

ФАС России разъяснила, когда государственная экспертиза проектной документации объекта капитального строительства, размещаемого в границах зон с особыми условиями использования территорий, является обязательной.
Отмечается, что согласно Земельному кодексу РФ в границах зон с особыми условиями использования территорий устанавливаются ограничения использования земельных участков, которые распространяются на все, что находится над и под поверхностью земель, если иное не предусмотрено законодательством о недрах, воздушным и водным законодательством, и ограничивают или запрещают размещение и (или) использование расположенных на таких земельных участках объектов недвижимого имущества и (или) ограничивают или запрещают использование земельных участков для осуществления иных видов деятельности, которые несовместимы с целями установления зон с особыми условиями использования территорий.
Одновременно с этим Градостроительным кодексом РФ установлено, что государственная экспертиза проводится только в отношении проектной документации объектов, строительство, реконструкция которых планируется в границах зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства. В иных случаях застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет техническую документацию, а также инженерные изыскания на государственную или негосударственную экспертизу.
Таким образом, в случае если границы зон с особыми условиями использования территорий, режим которых предусматривает ограничение размещения объектов капитального строительства, не установлены, застройщик имеет право по своему усмотрению направлять проектную документацию как на государственную, так и на негосударственную экспертизу.
 
Информация Росприроднадзора от 29.12.2018 «Вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 N 496-ФЗ».
Росприроднадзор напоминает об изменениях в сфере охраны окружающей среды в 2019 году.
25 декабря 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 25.12.2018 N 496-ФЗ "О внесении изменений в статью 14 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон).
Указанным Законом, в частности:
сокращен срок проведения государственной экологической экспертизы с 3 до 2 месяцев, уточнены объекты государственной экологической экспертизы;
урегулированы отдельные пробелы, связанные с введением с 1 января 2019 года дифференцированной системы нормирования в зависимости от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду;
установлено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные лицами, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока их действия либо до дня получения комплексного экологического разрешения (далее - КЭР) или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов. Для лиц, осуществляющих деятельность на объектах II категории, вводится обязанность представить названную декларацию в соответствующий орган не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из разрешений и документов;
предусматривается в период с 1 января 2019 года до получения КЭР возможность выдачи или переоформления разрешений и документов. Такие разрешения и документы действуют до дня получения КЭР. Разрешения и документы будут выдаваться и переоформляться до 1 января 2025 года.
 
Информация Росприроднадзора «Изменения природоохранного законодательства».
Кем выдается комплексное экологическое разрешение, кто обязан его получать, какие требования к объектам негативного воздействия с 1 января 2019 года - Росприроднадзор отвечает на эти и другие вопросы.
С 1 января 2019 года вступают в силу положения, касающиеся применения к предприятиям мер государственного регулирования в области охраны окружающей среды в зависимости от категории объекта негативного воздействия на окружающую среду, присвоенной такому объекту при постановке на государственный учет.
В этой связи Росприроднадзор информирует об особенностях получения комплексного экологического разрешения, а также разъясняет, в частности, какой порядок сдачи отчетности по форме 2-ТП(воздух) за 2018 год; как осуществляется возврат излишне уплаченной суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду; как заполнить декларацию о воздействии на окружающую среду; изменится ли срок проведения государственной экологической экспертизы с 01.01.2019.
 
ФНС России приступила к формированию государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИР БО).
Использование данного ресурса упростит представление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Начиная с отчетности за 2019 год, представлять годовую бухгалтерскую отчетность можно вместе с аудиторским заключением о ней либо в налоговый орган по месту нахождения организации, либо в Банк России (для организаций, обязанных представлять бухгалтерскую отчетность в Банк России).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора».

Цена публичного договора может различаться для некоторых категорий потребителей, определенных в том числе правилами программы лояльности продавца.
Такая позиция содержится в рассматриваемом Постановлении Пленума Верховного Суда РФ. Категории потребителей, например учащиеся, пенсионеры, многодетные семьи, могут быть установлены законом, иным правовым актом или определены лицом, обязанным заключить публичный договор, исходя из объективных критериев, в том числе связанных с личными характеристиками потребителей, если названные критерии не противоречат закону. Если категории потребителей определены лицом, обязанным заключить договор, то соответствующая информация должна быть доступна для потребителей, например размещена на официальном сайте такого лица.
В Постановлении также изложены позиции, связанные с заключением, толкованием договоров, предварительными договорами, рамочными договорами, заверениями об обстоятельствах и др.
В частности, договор считается заключенным, в том числе когда своевременно направленный акцепт получен с опозданием, за исключением случаев, когда оферент немедленно после получения акцепта не заявит об обратном. Акцепт считается направленным своевременно, когда из сообщения, содержащего опоздавший акцепт, видно, что оно было отправлено при таких обстоятельствах, что, если бы его пересылка была нормальной, оно было бы получено в пределах срока для акцепта.
Отсутствие на момент заключения предварительного или основного договора возможности передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, являющихся предметом будущего договора, не может служить препятствием к заключению предварительного договора. Например, не требуется, чтобы товар, являющийся предметом будущего договора, имелся в наличии у продавца в момент заключения предварительного или основного договора; договор также может быть заключен в отношении товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем. Иное может быть установлено законом или вытекать из характера товара.
Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или недобросовестного поведения. Толкование договора не должно приводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью не могли иметь в виду.
К договорным обязательствам общие положения об обязательствах применяются, если иное не предусмотрено правилами об отдельных видах договоров, содержащимися в ГК РФ и иных законах, а при отсутствии таких специальных правил - общими положениями о договоре. При квалификации договора для решения вопроса о применении к нему правил об отдельных видах договоров необходимо прежде всего учитывать существо законодательного регулирования соответствующего вида обязательств и признаки договоров, предусмотренных законом или иным правовым актом, независимо от указанного сторонами наименования квалифицируемого договора, названия его сторон, наименования способа исполнения и т.п.
Признаны не подлежащими применению пункты 55, 57 и 58 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

 1. ПРОЕКТЫ АКТОВ

Проект Приказа ФНС России «Об утверждении формы налоговой декларации по акцизам на нефтяное сырье, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по акцизам на нефтяное сырье в электронной форме».

Разработана форма налоговой декларации по акцизам на нефтяное сырье
С 1 января 2019 года в перечень подакцизных товаров, предусмотренный ст. 181 НК РФ, включено нефтяное сырье.
Проект содержит форму налоговой декларации, порядок ее заполнения, а также формат представления налоговой декларации в электронной форме.
Согласно проекту приказ вступает в силу по истечении двух месяцев со дня его официального опубликования. Налоговая декларация представляется за налоговый период, следующий за месяцем вступления настоящего приказа в силу.
Отметим, что до утверждения налоговой декларации в установленном порядке следует руководствоваться рекомендациями, приведенными в письме ФНС России от 11.12.2018 N СД-4-3/24057@.
 
Подготовлен на основе материалов ЗАО «КонсультантПлюс», Компании Гарант и портала regulatio№.gov.ru.
Размер
Дата
размещения
Дата
обновления
Обзор декабрь 2018 года.docx
62,62 16.01.2019 14:19 16.01.2019 14:19