САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ,
ОСНОВАННАЯ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ, ВЫПОЛНЯЮЩИХ ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ
Ассоциация «Объединение организаций выполняющих инженерные
изыскания в газовой и нефтяной отрасли
«ИНЖЕНЕР-ИЗЫСКАТЕЛЬ»

Обзор актов федеральных органов власти октябрь - декабрь 2017 года

 Страница создана: 16.01.2018 12:20, обновлена 16.01.2018 12:21

ОБЗОР[1]

АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ

за период октябрь – декабрь 2017 года

 

  1. ПРИНЯТЫЕ АКТЫ

 

Федеральный закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ
«О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
.

Приняты поправки в НК РФ, в том числе о невостребованных дивидендах, налоговых вычетах при добыче газа горючего, применении льгот по налогу на имущество физических лиц.

Невостребованные дивиденды, восстановленные в составе нераспределенной прибыли, отнесены к доходам, не учитываемым при формировании налоговой базы по налогу на прибыль.

Плата концедента по концессионному соглашению, полученная в виде денежных средств, отнесена к внереализационным доходам и подлежит учету в порядке, предусмотренном для субсидий.

В отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, по перечню, установленному Правительством РФ, предусмотрена возможность применения к основной норме амортизации специального повышающего коэффициента (но не выше 3).

С 1 января 2018 года по 31 декабря 2020 года устанавливается налоговый вычет (основания, условия и порядок применения) в отношении суммы налога, исчисленной при добыче газа горючего природного, добытого на участке недр, расположенном в Черном море. Вычет вправе применять налогоплательщики - организации, госрегистрация которых осуществлена в Крыму или Севастополе в период до 1 января 2017 года.

Также уточняется:

порядок подтверждения права на налоговую льготу, предусмотренную в отношении налогоплательщиков, вносящих плату в систему «Платон» (статья 361.1 НК РФ);

порядок исчисления налога в отношении имущества, по которому налоговая база определяется как его кадастровая стоимость (в случае изменения стоимости исчисление суммы налога (авансового платежа) по текущему налоговому периоду осуществляется исходя из кадастровой стоимости, определенной на день внесения соответствующих сведений в ЕГРН);

порядок определения налоговой базы по земельному налогу в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования или перевода из одной категории земель в другую, а также порядок подтверждения физическими лицами права на льготу;

порядок исчисления налога на имущество физлиц (в том числе конкретизируются положения о порядке подтверждения права на льготу).

 

Федеральный закон от 14.11.2017  317-ФЗ «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза».

Россией ратифицирован новый Таможенный кодекс ЕАЭС.

Кодекс вступит в силу после получения Евразийской экономической комиссией уведомлений о ратификации соответствующего договора от всех пяти стран-участниц: России, Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии. Ожидается, что за счет синхронизации проведения ратификации будет обеспечено вступление в силу Кодекса с начала 2018 года. Одновременно утратят силу ряд международных договоров, в том числе Таможенный кодекс Таможенного союза.

Новый Кодекс призван оптимизировать таможенные операции и продолжить либерализацию таможенных правил и кодификацию отдельно действующих соглашений в рамках ЕАЭС. Кодексом регламентированы, в частности, порядок и условия перемещения товаров через таможенную границу Союза, порядок их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядок уплаты таможенных платежей.

 

Федеральный закон от 30.09.2017 № 283-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Закона Российской Федерации «О недрах».

Республика Коми включена в число субъектов РФ, в границах которых участки недр предоставляются в пользование до 7 лет при проведении работ по их геологическому изучению.

Участки недр предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. В частности, в настоящее время на определенный срок участки недр предоставляются в пользование для геологического изучения - до 5 лет, или до 7 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Красноярского края, Хабаровского края, Иркутской области, Магаданской области, Сахалинской области, Ненецкого автономного округа, Чукотского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, или до 10 лет при проведении работ по геологическому изучению участков недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа РФ.

 

Федеральный закон от 27.11.2017 № 353-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Принят Закон, направленный на формирование благоприятного налогового режима на территории ОЭЗ в Калининградской области.

Так, в числе налоговых преференций Законом предусмотрено, в частности, следующее:

ставка НДС 0 процентов в отношении услуг по внутренним воздушным перевозкам с пунктом отправления или назначения на территории Калининградской области;

освобождение от налогообложения акцизами некоторых операций с подакцизными товарами, установление особенности исчисления и уплаты акциза при выпуске подакцизных товаров для внутреннего потребления;

применение налоговой ставки по налогу на прибыль организаций: в размере 0 процентов - в течение шести налоговых периодов начиная с периода, в котором была получена первая прибыль от реализации инвестиционного проекта; в размере 10 процентов - в течение следующих шести налоговых периодов;

введение пониженных тарифов страховых взносов для плательщиков, включенных в реестр резидентов ОЭЗ в Калининградской области, на период по 2025 год включительно, с учетом установленных особенностей (обязательное условие - включение организации в реестр резидентов ОЭЗ с 2018 по 2022 год включительно, предельный срок применения - семь лет, но не позднее 31 декабря 2025 года, применение пониженных тарифов в отношении физлиц, занятых на новых рабочих местах, и др.)

 

Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приняты многочисленные изменения в Налоговый кодекс РФ, в том числе об инвестиционном налоговом вычете, акцизах, налоге на движимое имущество, страховых взносах.

Законом, в частности, операции по получению средних дистиллятов (приобретение в собственность), а также операции по их оприходованию в результате оказания услуг по переработке сырья (материалов), принадлежащих организации на праве собственности, отнесены к объектам налогообложения акцизами. Уточнено определение средних дистиллятов, установлен порядок применения налоговых вычетов по операциям со средними дистиллятами.

НК РФ дополнен положениями об инвестиционном налоговом вычете. Предусматривается право налогоплательщиков, в соответствии с законами субъектов РФ, на уменьшение исчисленной суммы налога на прибыль организаций на сумму расходов, связанных с приобретением (созданием) или модернизацией (реконструкцией) объектов основных средств, - инвестиционный налоговый вычет, с учетом установленных условий.

Отдельные поправки коснулись налогообложения движимого имущества. Согласно действующим положениям, в случае если субъект РФ не принимает закон, который вводит льготу в отношении движимого имущества, то с 2018 года данная льгота действовать не будет. Принятым законом вводится норма, предусматривающая право субъекта РФ установить в этом случае ставку налога на 2018 год на уровне не более 1,1% (сейчас ставка налога на имущество организаций не может быть более 2,2%).

Вводится новый порядок определения суммы фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование (без привязки к МРОТ).

Так, например, в 2018 году для ИП с годовым доходом не более 300 000 рублей размер взносов в ПФР составит 26 545 руб. Если доход превышает 300 000 рублей - плюс еще 1,0 процента с суммы превышения. Максимальный размер страхового взноса на ОПС за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера (в 2018 году - 26 545 руб. х 8 = 212 360 руб.). Страховые взносы с суммы, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

Сумма страхового взноса на ОМС на 2018 год установлена в размере 5840 руб.

Помимо этого, в числе изменений, в частности: уточнение порядка применения НДС лицами, применяющими ЕСХН; налогообложение НДС реализации сырых шкур животных, лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов; льготное налогообложение НДС услуг по транспортировке природного газа трубопроводным транспортом, предусмотренных международными договорами; уточнение порядка налогообложения НДС услуг в электронной форме; предоставление налогового вычета по НДПИ при добыче газового конденсата; уточнение видов деятельности на УСН для применения пониженных тарифов страховых взносов, увеличение ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо и пр.

 

Постановление Правительства РФ от 22.11.2017 № 1410 «О критериях отнесения производственных объектов, используемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска для регионального государственного экологического надзора и об особенностях осуществления указанного надзора».

Установлены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категории риска для целей осуществления регионального государственного экологического надзора.

Постановлением Правительства РФ от 02.03.2017 № 245 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. № 806» региональный государственный экологический надзор был отнесен к числу видов государственного контроля (надзора), при осуществлении которых применяется риск-ориентированный подход.

Настоящим Постановлением определены критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к определенной категории риска, а также периодичность осуществления плановых проверок объектов в зависимости от установленной категории риска, а именно:

для категории высокого риска - один раз в 2 года;

для категории значительного риска - один раз в 3 года;

для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 4 года;

для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 5 лет;

для категории низкого риска - не проводятся.

Категория риска объекта регионального надзора может быть повышена или понижена при актуализации учетных сведений о негативном воздействии на окружающую среду в случаях изменения технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды, изменения характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.

 

Постановление Правительства РФ от 13.12.2017 № 1541«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Усовершенствована процедура проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства.

Отдельные положения актов Правительства РФ (в частности, Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, предусмотренного Постановлением от 18.05.2009 № 427) приведены в соответствие с нормами Федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

В частности:

уточнены виды работ, при проведении которых осуществляется проверка сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, а также установлен порядок принятия решения о представлении в организацию по проведению проверки сметной стоимости документов для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, если капитальный ремонт не включает данные виды работ;

установлено, что проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость работ по сохранению объектов культурного наследия в случае, если при проведении таких работ затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов культурного наследия;

установлен перечень документов, представляемых для проведения проверки сметной стоимости работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов;

уточнен перечень документов, представляемых для проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением капитального ремонта автодорог общего пользования;

предусмотрено, что срок проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства (не более 30 рабочих дней) может быть сокращен, но не менее чем до 10 рабочих дней, в случае наличия соответствующего поручения (решения) Президента РФ, Правительства РФ или высшего должностного лица субъекта РФ;

уточнены размеры платы за проведение проверки сметной стоимости, утвержден размер платы, взимаемой за повторное проведение проверки, в процентном выражении.

 

Постановление Правительства РФ от 27.11.2017 № 1429 «О приостановлении действия подпунктов «е» и «к» пункта 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки».

До 1 июля 2018 года приостановлено включение в реестр договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, сведений о поставщике и информации о договорах с субподрядчиками.

Приостановлено действие нормы, предусматривающей включение в реестр:

сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе), а именно: в отношении юрлица - наименование, фирменное наименование, место нахождения, информация о его отнесении к субъекту МСП, ИНН, в отношении физического лица - ФИО, место жительства и ИНН;

информации о договорах с субподрядчиками, в том числе наименование, фирменное наименование, место нахождения, его ИНН, а также предмет и цена договора с субподрядчиками.

 

Постановление Правительства РФ от 16.11.2017 № 1385 «О внесении изменений в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Определены особенности проведения повторной государственной экспертизы в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в отношении линейных объектов транспортной инфраструктуры.

В частности, указывается, что в случае, если в проектную документацию и (или) результаты инженерных изысканий, подготовленных в отношении линейных объектов транспортной инфраструктуры и получивших положительное заключение государственной экспертизы, внесены изменения в отношении участков, и (или) конструктивных элементов, и (или) дорожных сооружений линейных объектов транспортной инфраструктуры, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, на повторную государственную экспертизу представляется только часть проектной документации, в которую внесены указанные изменения, а также результаты инженерных изысканий в полном объеме.

Кроме того, устанавливается, что в отношении проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, в которые внесены изменения в отношении участков, и (или) конструктивных элементов, и (или) дорожных сооружений линейных объектов транспортной инфраструктуры, не требуется проведение повторной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий в полном объеме в случае внесения изменений в законодательство РФ.

 

Постановление Правительства РФ от 14.10.2017 № 1250 «О переносе выходных дней в 2018 году».

Правительством РФ определено количество праздничных дней отдыха в 2018 году.

Установлено, что выходные дни 6 и 7 января (суббота и воскресенье), совпадающие с нерабочими праздничными днями, в соответствии с частью второй статьи 112 ТК РФ переносятся на 9 марта и 2 мая соответственно. Также переносятся дни отдыха с субботы 28 апреля, субботы 9 июня и субботы 29 декабря на понедельник 30 апреля, понедельник 11 июня и понедельник 31 декабря соответственно.

Таким образом, в 2018 году россияне будут отдыхать:

с 30 декабря 2017 г. по 8 января 2018 г.;

с 23 по 25 февраля;

с 8 по 11 марта;

с 29 апреля по 2 мая и 9 мая;

с 10 по 12 июня;

с 3 по 5 ноября.

 

Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2017 № 2595-р «Об утверждении перечней недвижимого имущества, относящегося к объектам магистральных газопроводов, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, а также к объектам, предусмотренным техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанным с пользованием участками недр, или проектной документацией объектов капитального строительства, и необходимым для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия».

Правительством РФ обновлен перечень объектов недвижимого имущества, необходимых для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, производства и хранения гелия.

Утвержденный перечень состоит из 125 группировок объектов недвижимого имущества, относящегося к объектам магистральных газопроводов, объектам газодобычи, объектам производства и хранения гелия, а также объектам, предусмотренным техническими проектами разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, или проектной документации объектов капитального строительства и необходимым для обеспечения функционирования объектов магистральных газопроводов, объектов газодобычи, объектов производства и хранения гелия с указанием кода по ОК 013-2014 СНС 2008 каждой группировки.

В соответствии с пунктом 3.1 статьи 380 НК РФ перечень используется для целей определения налоговой ставки по налогу на имущество организаций.

Распоряжение вступает в силу с 1 января 2018 года.

 

Указ Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

Активное содействие развитию конкуренции в России объявлено Президентом РФ приоритетным направлением деятельности государственных институтов Российской Федерации.

В качестве основополагающих принципов государственной политики по развитию конкуренции заявлено в числе прочего:

сокращение доли хозяйствующих субъектов, учреждаемых или контролируемых государством или муниципальными образованиями, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на товарных рынках;

направленность государственных инвестиций на развитие конкуренции;

недопустимость сдерживания экономически оправданного перехода сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка;

государственное регулирование цен (тарифов), основанное на окупаемости организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, при снижении издержек и повышении их эффективности, обеспечивающее интересы потребителей в долгосрочной перспективе;

недопустимость государственного регулирования цен (тарифов), осуществляемого посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня на конкурентных товарных рынках, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

развитие конкуренции в сферах экономической деятельности государственных предприятий, предприятий с государственным участием;

развитие организованной (биржевой) торговли в РФ;

обеспечение прозрачности закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также закупок товаров, работ и услуг инфраструктурными монополиями и компаниями с государственным участием;

внедрение риск-ориентированного подхода в деятельности органов государственного контроля (надзора).

Установлено, что основополагающими принципами осуществления деятельности федеральных органов исполнительной власти являются:

запрет на введение и (или) сохранение ограничений, создающих дискриминационные условия в отношении отдельных видов экономической деятельности, производства и оборота отдельных видов товаров, оказания отдельных видов услуг, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, правовыми актами Президента РФ, правовыми актами Правительства РФ;

запрет на необоснованное вмешательство в свободное функционирование товарных рынков, издание актов, принятие решений, которые могут привести к недопущению, устранению конкуренции.

Также утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 - 2020 годы, направленный:

на обеспечение во всех отраслях экономики РФ, за исключением сфер деятельности субъектов естественных монополий и организаций оборонно-промышленного комплекса, присутствия не менее трех хозяйствующих субъектов, не менее чем один из которых относится к частному бизнесу;

на снижение количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления к 2020 году не менее чем в 2 раза по сравнению с 2017 годом;

на увеличение к 2020 году доли закупок, участниками которых являются только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации, в сфере государственного и муниципального заказа не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом, а также увеличение отдельными видами юридических лиц объема закупок, участниками которых являются только субъекты малого и среднего предпринимательства, до 18 процентов к 2020 году.

В рамках Национального плана развития конкуренции намечен план мероприятий, реализация которых возложена на Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти.

В приложении приводится перечень отраслей (сфер) экономики (видов деятельности) и ожидаемых результатов развития конкуренции.

 

Приказ Ростехнадзора от 20.11.2017 № 486 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов подземных хранилищ газа»Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2017 № 49238.

Обновлены требования промышленной безопасности на подземных хранилищах газа.

Правилами установлены новые требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий на опасных производственных объектах подземных хранилищ газа (ОПО ПХГ), на которых получаются, используются, хранятся, транспортируются опасные вещества, в том числе способные образовывать взрывоопасные смеси. Правила подлежат применению при разработке технологических процессов, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией ОПО ПХГ; эксплуатации, техническом перевооружении, капитальном ремонте, консервации и ликвидации ОПО ПХГ; проведении экспертизы промышленной безопасности документации на техническое перевооружение, консервацию, ликвидацию ОПО ПХГ; проведении экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений, деклараций промышленной безопасности ОПО ПХГ.

Правилами устанавливаются, помимо прочего:

требования промышленной безопасности к проектирование ОПО ПХГ;

требования промышленной безопасности к конструкции скважин ОПО ПХГ;

требования промышленной безопасности к бурению, капитальному ремонту скважин подземных хранилищ газа и установке подземного оборудования;

требования промышленной безопасности при эксплуатации ОПО ПХГ;

контроль технологических параметров, объектный мониторинг подземных хранилищ газа;

требования промышленной безопасности при консервации и ликвидации ОПО ПХГ;

требования к анализу опасностей технологических процессов и количественному анализу риска аварий на ОПО ПХГ;

таблица определения наименьшего расстояния между зданиями и сооружениями объектов обустройства ОПО ПХГ;

рекомендуемый образец акта о ликвидации (консервации) скважины.

Утратившим силу признается приказ Ростехнадзора от 22.11.2013 № 561 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности подземных хранилищ газа».

Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев с момента его официального опубликования.

 

Приказ Минстроя России от 30.08.2017 № 1187/пр «Об утверждении формы для размещения сведений о проектной документации, в отношении которой выдано положительное заключение уполномоченного на проведение государственной экспертизы проектной документации органа исполнительной власти и организации на официальном сайте уполномоченного на проведение государственной экспертизы проектной документации органа исполнительной власти и организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Минстроем России утверждена форма направления сведений о получившей положительное заключение проектной документации повторного использования.

В соответствии с Правилами признания проектной документации повторного использования экономически эффективной проектной документацией повторного использования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.03.2017 № 389, установлено, что Минстрой России на основании информации, включенной в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, осуществляет выбор проектной документации с учетом целесообразности ее повторного использования при подготовке проектной документации применительно к аналогичным по назначению и проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, объектам капитального строительства, строительство которых обеспечивается органами и организациями, указанными в Градостроительном кодексе РФ, и направляет застройщику (техническому заказчику), обеспечившему подготовку такой проектной документации повторного использования, требование о представлении сведений о проектной документации повторного использования.

В состав сведений включается, в частности, следующая информация:

наименование объекта капитального строительства;

сметная стоимость строительства;

назначение объекта капитального строительства;

технико-экономические характеристики объекта капитального строительства;

код климатического района, подрайона;

наличие опасных геологических и инженерно-геологических процессов (заполняется в соответствии с данными, содержащимися в проектной документации).

 

Приказ Минприроды России от 16.10.2017 № 566 «О внесении изменений в Порядок рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для геологического изучения недр (за исключением недр на участках недр федерального значения и участках недр местного значения), утвержденный приказом Минприроды России от 10 ноября 2016 г. № 583»Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2017 № 49030.

Уточнены правила предоставления в пользование участков недр.

Приказом, в частности, вводится необходимость получения согласия пользователя недр, которому предоставлен в пользование по лицензии на разведку и добычу полезных ископаемых участок недр или предоставлен в пользование по совмещенной лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых участок недр, содержащий разведываемое и (или) разрабатываемое месторождение полезных ископаемых, граница которых расположена на расстоянии менее чем 5 км (для участков недр на твердые полезные ископаемые) или менее чем 20 км (для участков недр на углеводородное сырье) от границы участка недр, в отношении которого заинтересованным лицом планируется подача заявки на получение права пользования участком недр или заявки на включение участка недр в перечень объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр для:

получения права пользования участком недр, по которому отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых и (или) прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых категории P1 и (или) P2 и (или) запасов углеводородного сырья и (или) прогнозных ресурсов углеводородного сырья категории D0 и (или) Dл, и который не включен в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых или углеводородного сырья, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств заявителей;

получения права пользования участком недр, по которому отсутствуют данные о наличии запасов твердых полезных ископаемых, который не включен в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, а также в отношении которого на дату подачи заявки отсутствуют заявки иных заинтересованных лиц об его включении в перечни объектов, предлагаемых для предоставления в пользование в целях геологического изучения за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр, в целях геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений твердых полезных ископаемых, проводимого за счет собственных (в том числе привлеченных) средств федеральных геологических компаний;

получения права пользования участком недр в целях геологического изучения нижележащих (вышележащих) горизонтов разведываемых и (или) разрабатываемых месторождений полезных ископаемых, геологического изучения флангов разведываемых и (или) разрабатываемых месторождений полезных ископаемых, геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительства и эксплуатации нефте- и газохранилищ, размещения отходов производства и потребления, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, а также для целей поисков и оценки подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения, проводимых за счет собственных (в том числе привлеченных) средств пользователей недр.

 

Приказ Минстроя России от 29.08.2017 № 1178/пр «Об утверждении свода правил «Информационное моделирование в строительстве. Правила организации работ производственно-техническими отделами».

Со 2 января 2018 года начнут действовать новые правила организации работ по информационному моделированию в строительстве.

Правила распространяются на строительство новых, реконструкцию и снос существующих зданий и сооружений, возводимых на основании разрешения на строительство, а также на благоустройство и инженерную подготовку территорий.

 

Приказ Росгвардии от 03.10.2017 № 418«Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса».

Регламентирован порядок осуществления Росгвардией федерального государственного надзора за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.

Предметом контроля (надзора) является соблюдение субъектами топливно-энергетического комплекса требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов ТЭК.

Регламентом установлены полномочия должностных лиц, осуществляющих контроль, а также права и обязанности объектов проверки. В частности, должностные лица имеют право:

- проходить по предъявлении необходимых документов на территорию, входить в здания, строения, сооружения и помещения объектов ТЭК, в отношении которых проводится проверка, проводить их обследование;

- запрашивать у субъектов ТЭК документы, связанные с целями, задачами и предметом проверки;

- выдавать уполномоченным представителям субъектов ТЭК предписания об устранении выявленных нарушений;

- составлять протоколы об административных правонарушениях.

Продолжительность проведения проверки, проводимой в рамках надзора, в общем случае, не должна превышать 20 рабочих дней.

 

Приказ Минстроя России от 03.08.2017 № 1105/пр «Об утверждении свода правил «Здания и сооружения. Особые воздействия».

С 4 февраля 2018 года начнет действовать новый свод правил «Здания и сооружения. Особые воздействия».

Свод правил устанавливает требования по учету особых нагрузок и воздействий при проектировании зданий и сооружений классов КС-2 и КС-3 нормального и повышенного уровней ответственности по предельным состояниям первой группы, а также требования по обеспечению надежности строительных конструкций и оснований при аварийных ситуациях природного, техногенного и антропогенного характера в соответствии с положениями ГОСТ 27751.

 

Приказ Минстроя России от 27.07.2017 № 1033/пр «Об утверждении СП 68.13330.2017 «СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения».

С 28 января 2018 года начнет действовать новый «СНиП 3.01.04-87 Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения» (СП 68.13330.2017).

Действующий в настоящее время СП 68.13330.2011 будет признан утратившим силу.

Новый свод правил устанавливает порядок приемки в эксплуатацию законченных и реконструированных объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения. Свод не распространяется на объекты, строительство которых может осуществляться без разрешения на строительство, а также на объекты индивидуального жилищного строительства.

 

Приказ Ростехнадзора от 30.11.2017 № 515 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов»
Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2017 № 49330.

Ростехнадзором утверждены правила безопасной эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов.

Правила устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий и инцидентов на опасных производственных объектах при эксплуатации внутрипромысловых трубопроводов нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождений, включая трубопроводы системы поддержания пластового давления.

Правила предназначены для применения при:

- эксплуатации, проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, ремонте, консервации и ликвидации внутрипромысловых трубопроводов;

- изготовлении, монтаже, пуско-наладочных работах, обслуживании, техническом диагностировании и ремонте технических устройств, применяемых на внутрипромысловых трубопроводах.

Приказ вступает в силу по истечении трех месяцев с момента его официального опубликования.

 

Указание Банка России от 27.09.2017 № 4542-У
«О внесении изменений в Положение Банка России от 30 декабря 2014 года № 454-П «О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг».

Уточнен перечень сведений, подлежащих раскрытию эмитентами эмиссионных ценных бумаг в форме сообщений о существенных фактах.

Изменения в Положение Банка России от 30.12.2014 № 454-П внесены в целях реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об акционерных обществах» и Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», в части регулирования крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность», которым с 1 января 2017 года отменена обязанность по одобрению сделок с заинтересованностью.

Внесенными в Положение изменениями уточнен перечень сведений, подлежащих раскрытию эмитентами в форме сообщений о существенных фактах, в том числе скорректированы требования к оформлению сведений о совершенных эмитентом сделках, в совершении которых имелась заинтересованность.

Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.

 

«Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2018 год и период 2019 и 2020 годов».

В среднесрочной перспективе цена на нефть останется основным фактором развития российской экономики.

Банком России определена денежно-кредитная политика на период до 2020 года, с учетом различных сценариев макроэкономического развития.

Учитывая высокую зависимость внутренней экономической ситуации, уровня доходов, состояния платежного баланса от добычи и продажи сырья и, следовательно, конъюнктуры глобальных сырьевых рынков, Банк России рассматривает на прогнозном периоде сценарную развилку именно по цене на нефть.

Опираясь на наиболее вероятный вариант развития событий, Банк России закладывает в базовый сценарий постепенное снижение цены на нефть до 40 долл. США за баррель к середине 2018 года. Предполагается сохранение средних цен на нефть в реальном выражении вблизи этого уровня на всем прогнозном горизонте. Такой динамике цен на нефть будут способствовать невысокие темпы роста спроса на энергоносители при текущих прогнозах роста глобальной экономики, с одной стороны, при существенном и устойчивом увеличении их добычи на сланцевых месторождениях в США, а также иными поставщиками - с другой.

В базовом сценарии снижение цен на нефть и доходов от экспорта в течение 2018 г. приведет к временному замедлению темпов прироста российской экономики в 2018 г. до 1,0 - 1,5% (относительно 1,7 - 2,2%, по оценке, в 2017 г.). Замедление роста доходов и связанное с ним локальное изменение настроений компаний и домашних хозяйств отразятся в ослаблении динамики инвестиций и потребления.

В условиях снижения цен на нефть и сохранения положительной динамики импорта на фоне роста внутреннего спроса сальдо торгового баланса и счета текущих операций платежного баланса снизятся относительно уровней 2017 года. В отдельные периоды на прогнозном горизонте не исключено временное снижение сальдо счета текущих операций до отрицательных значений.

По мере снижения цены на нефть к 40 долл. США за баррель Минфин России прекратит покупки иностранной валюты на валютном рынке в соответствии с параметрами бюджетного правила, что выразится в отсутствии роста валютных резервов страны в 2019 - 2020 годах.

В альтернативном сценарии Банк России рассматривает постепенное увеличение цен на нефть до 60 долл. США за баррель в предпосылке о более динамичном росте глобальной экономики и спроса на энергоносители, в том числе за счет Китая, а также продлении соглашений об ограничении добычи нефти в 2018 году. Темпы роста заработной платы, инвестиций и потребления в данном сценарии предполагаются несколько выше, чем в базовом. Вместе с тем при сохранении структурных ограничений ежегодное увеличение ВВП, как и в базовом сценарии, не превысит 1,5 - 2%.

Как в базовом, так и в альтернативном сценарии Банк России будет постепенно снижать ключевую ставку, при этом обеспечивая закрепление годовой инфляции вблизи 4%. В альтернативном сценарии при относительно более крепком рубле, чем в базовом сценарии, снижение ключевой ставки может происходить несколько быстрее.

Отклонение инфляции от целевого уровня на прогнозном горизонте возможно в случае существенного изменения внутренних или внешних условий относительно параметров прогноза Банка России. При этом факторы, приводящие к отклонению фактического развития событий от сценарных проектировок, могут иметь как устойчивый, так и краткосрочный характер.

В частности, к временным факторам отнесены неблагоприятные погодные условия, которые могут сложиться в любом из сельскохозяйственных сезонов на трехлетнем горизонте.

Устойчивое влияние на инфляцию могут оказать изменения в поведении домашних хозяйств или бизнеса при сохранении структурных ограничений. Проинфляционным фактором может стать ускоренный рост заработных плат относительно динамики производительности труда в условиях конкуренции компаний за квалифицированные трудовые ресурсы при демографических ограничениях. В случае действия указанных факторов Банк России будет вынужден проводить более жесткую денежно-кредитную политику для сохранения инфляции вблизи целевого уровня 4%.

Кроме того, существенное отклонение инфляции и темпов роста экономики может вызвать резкое ухудшение внешнеэкономических условий, в том числе значительное падение цен на энергоносители (до 25 долл. США за баррель). Такое развитие событий возможно в случае ухудшения ситуации в экономике Китая относительно прогнозов и, как следствие, снижения темпов роста глобальной экономики. В этом случае произойдет существенное сокращение доходов от внешнеторговой деятельности, ухудшение настроений и снижение ВВП в 2018 году. Переоценка перспектив роста российской экономики отразится в увеличении отрицательного сальдо финансового счета и ослаблении рубля, что вызовет ускорение инфляции и рост инфляционных ожиданий.

В этом случае Банк России будет сохранять умеренно жесткую денежно-кредитную политику более длительное время для возвращения инфляции к целевому уровню. Кроме того, Банк России будет готов применять специальные меры при возникновении угроз для финансовой стабильности.

Принимая решения по денежно-кредитной политике на прогнозном горизонте, Банк России будет учитывать структурные характеристики экономики и особенности ценообразования в России, рассматривать характер и устойчивость внутренних и внешних факторов, влияющих на экономическую ситуацию и динамику цен, оценивать риски для инфляции, экономического роста, финансовой стабильности.

 

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Минэкономразвития России предполагает, что в среднесрочной перспективе российская экономика выйдет на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднемировых.

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов разработан в составе трех основных вариантов - базового, «базового+» и целевого.

Основные варианты прогноза базируются на предположении о продолжении антироссийской санкционной политики и ответных экономических мер со стороны России на протяжении всего прогнозного периода, а также отсутствия геополитических потрясений и экономических шоков. Прогноз базируется на гипотезе о сохранении макроэкономической стабильности и финансовой устойчивости при выполнении государственных социальных и внешнеэкономических обязательств.

Базовый вариант рассматривает развитие российской экономики в условиях сохранения консервативных тенденций изменения внешних факторов с учетом возможного ухудшения внешнеэкономических и иных условий и характеризуется сохранением сдержанной бюджетной политики.

Базовый вариант разработан исходя из достаточно низкой траектории цен на нефть марки «Юралс»: на уровне 41 доллара США за баррель в 2016 году и стабилизации на уровне 40 долларов США за баррель на протяжении всего прогнозного периода. Подобная оценка уровня цен на нефть является консервативной, так как она существенно ниже текущего консенсус-прогноза цен на нефть. Предполагается существенное увеличение объемов экспорта нефти - почти на 21 млн тонн к 2019 году по сравнению с 2016 годом при одновременном увеличении доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта до 34,8% в ценах 2015 года.

В условиях ограниченных финансовых возможностей и медленного восстановления экономики основные социальные параметры будут характеризоваться сдержанной динамикой, при этом предусматривается обязательное исполнение минимальных социальных обязательств государства.

В условиях сохранения умеренно жесткой денежно-кредитной политики инфляция по итогам 2017 года достигнет 4,0% и сохранится на этом уровне до конца прогнозного периода.

Вариант «базовый+» рассматривает развитие российской экономики в более благоприятных внешнеэкономических условиях и основывается на траектории умеренного роста цен на нефть «Юралс» до 48 долларов США за баррель в 2017 году, 52 доллара США за баррель в 2018 году и 55 долларов США за баррель в 2019 году.

В социальной сфере данный вариант прогноза предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса.

На фоне более активного восстановления потребительского спроса замедление инфляции будет умеренным: по итогам 2017 года инфляция снизится до 4,5%, а в 2018 - 2019 годах до 4,3% и 4,1% соответственно. Чистый отток капитала из частного сектора будет сокращаться и к 2019 году составит 15 млрд долларов США.

Целевой вариант ориентирует на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования. Предполагается в среднесрочной перспективе выход российской экономики на траекторию устойчивого роста темпами не ниже среднемировых при одновременном обеспечении макроэкономической сбалансированности.

Инфляция достигнет уровня 3,9% по итогам 2018 года. В 2019 году инфляция сохранится на уровне 2018 года на фоне повышенного потребительского спроса.

Внешние условия сохраняются на уровне варианта «базовый+», но для достижения намеченных целевых параметров будет необходим переход экономики на инвестиционную модель развития. Это предполагает сдерживание в первые годы прогнозного периода роста расходов на потребление и снижение различных видов издержек для бизнеса.

Экспорт товаров будет увеличиваться более высокими темпами, чем в базовых вариантах, темпы роста несырьевого неэнергетического экспорта превысят темпы роста экспорта в целом и составят в среднем 4,9% в 2017 - 2019 годах в реальном выражении. Объем несырьевого неэнергетического экспорта в стоимостном выражении будет ежегодно увеличиваться на 9 процентов. В структуре импорта будет увеличиваться доля инвестиционных товаров, при этом инвестиционный импорт будет расти опережающими темпами. Постепенное оживление экономики в прогнозный период будет способствовать улучшению делового климата, что будет проявляться в сокращении чистого оттока капитала вплоть до его полного прекращения к 2019 году.

Создание инвестиционного ресурса и условий для трансформации сбережений в инвестиции, увеличение склонности к инвестированию путем реализации макроэкономических и регуляторных мер, направленных на повышение уровня доверия бизнеса и улучшение бизнес-среды, приведут к повышению темпов роста инвестиций в основной капитал в 2017 - 2019 годах в среднем до 5,2% в год при опережающем росте частных инвестиций и инвестиций в отрасли инфраструктурного сектора.

Начиная с 2017 года, при условии постепенного снижения процентных ставок, что благоприятно отразится на кредитовании бизнеса, с учетом осуществления и начала реализации новых крупных инвестиционных проектов и мер экономической политики, направленных на активизацию факторов экономического роста и повышение эффективности экономики, темпы роста ВВП достигнут 4,4% в 2019 году.

Основными приоритетами экономической политики в прогнозный период являются:

повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшение делового климата и создание благоприятной деловой среды;

рост доли производительных расходов в структуре бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

импортозамещение;

повышение качества жизни и увеличение объема инвестиций в человеческий капитал;

сбалансированное региональное развитие;

повышение качества функционирования институтов государственной власти;

развитие информационных технологий и поддержка высокотехнологичных секторов экономики.

В целях сохранения потенциально платежеспособных участников хозяйственного оборота в законодательство о банкротстве будут внесены изменения, направленные на совершенствование механизмов их финансового оздоровления.

Рост доли производительных расходов в структуре бюджетов бюджетной системы Российской Федерации будет обеспечен через использование механизма государственных программ Российской Федерации в бюджетном процессе на фоне проведения бюджетной консолидации, предполагающей в первую очередь меры по оптимизации и повышению эффективности бюджетных расходов, не обеспечивающих значительные макроэкономические эффекты.

В рамках процесса импортозамещения начиная с 2017 года будут реализованы мероприятия по созданию механизма льготного кредитования для упрощенного доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к кредитным средствам.

В части повышения качества жизни и инвестиций в человеческий капитал запланирован комплекс мероприятий:

сохранение в 2017 году нулевой ставки НДС в отношении услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;

строительство в рамках программы «Жилье для российской семьи» объектов инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры;

создание условий для улучшения гражданами Российской Федерации жилищных условий не реже одного раза в 15 лет.

Ожидается, что к 2018 году средняя процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам (в рублях) будет превышать индекс потребительских цен не более чем на 2,2 процентного пункта.

В сфере здравоохранения ключевыми направлениями государственной политики до 2018 года являются:

обеспечение принятия дополнительных мер по повышению медико-экономической эффективности системы здравоохранения на основе научно обоснованного анализа;

разработка методики учета затрат в медицинских организациях на оказание медицинской помощи и расчета стоимости программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

внедрение системы клинических рекомендаций (протоколов лечения);

принятие «дорожной карты» развития центров ядерной медицины и диагностики.

В области профессионального развития в течение ближайших двух лет в целях развития эффективного и гибкого рынка квалифицированного труда продолжится работа по развитию профессиональных квалификаций, в том числе путем обновления требований к компетенциям и квалификациям работников, а также формирования системы независимой оценки их профессионального уровня.

В части развития информационных технологий и поддержки высокотехнологичных секторов экономики продолжается работа по устранению «цифрового неравенства» посредством развития широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запуска цифрового эфирного вещания на всей территории России, обеспечения широкой доступности телевидения с учетом новых технологических возможностей. В 2017 - 2018 годах продолжится поддержка импортозамещения продукции в сфере информационных технологий и стимулирования экспорта программного обеспечения.

В 2018 году будет разработана Стратегия пространственного развития Российской Федерации, в рамках исполнения которой доля просроченной кредиторской задолженности в расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ должна быть снижена с 0,22% в 2015 году до 0,1% в 2020 году.

Предусматривается внедрение института оценки фактического воздействия принятых законодательных актов, создание сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг.

Остаются актуальными задачи повышения эффективности управления федеральным имуществом, приватизация и формирование интегрированных структур, а также совершенствование механизмов управления находящимися в федеральной собственности акциями и объектами недвижимости, в том числе земельными участками. При этом в 2017 - 2018 годах будет продолжен курс на последовательное сокращение государственного сектора экономики.

 

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2017)».

Верховный Суд РФ представил четвертый обзор судебной практики в 2017 году.

В документе рассмотрены материалы судебной практики по уголовным делам (в том числе в части определения размера наказания за покушение на убийство, исчисления срока давности уголовного преследования за вымогательство), по гражданским делам (разрешение споров, связанных с исполнением обязательств, с защитой прав потребителей, с трудовыми отношениями), процессуальные вопросы, практика применения законодательства о банкротстве, земельного законодательства, споры, возникающие из обязательственных правоотношений, практика применения законодательства о налогах и сборах, таможенного законодательства, даны разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике, проанализирована практика международных договорных органов (ООН, ЕСПЧ).

 

Разъяснение Президиума ФАС России от 29.08.2017 № 10
«О применении антимонопольными органами антимонопольного законодательства в целях выявления и пресечения нарушений порядка ценообразования» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 29.08.2017 № 17)
.

ФАС России даны разъяснения о привлечении к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования, в том числе хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынке.

В Разъяснении содержатся, в том числе:

определение понятия «порядок ценообразования», под которым понимается формирование, расчет, установление или применение цен (тарифов) на продукцию, товары либо услуги;

анализ составов правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 14.31 КоАП РФ «Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке» (в случае нарушения порядка ценообразования) и статьей 14.6 КоАП РФ «Нарушение порядка ценообразования» (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона), и вывод о приоритете норм статьи 14.31 над статьей 14.6 КоАП РФ в случаях злоупотребления доминирующим положением путем нарушения установленного порядка ценообразования;

порядок применения статьи 9.21 «Нарушение правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа, порядка подключения (технологического присоединения)» и статей 14.6 и 14.31 КоАП РФ (в случае если действия привлекаемого к ответственности лица отвечают признакам диспозиции статьи 9.21, дело об административном правонарушении возбуждается и рассматривается по этой статье, а не по статьям 14.6, 14.31).

Сообщается, в частности, что в случае нарушения порядка ценообразования субъектом, не занимающим доминирующее положение на рынке, или занижения хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке, регулируемых государством цен, следует учесть возможность наличия в таких действиях признаков нарушения статьи 14.6. Контроль за применением регулируемых государством цен организациями, осуществляющими деятельность в сфере регулируемого порядка ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения этих цен относится к полномочиям органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен. К ответственности за нарушения ст. 14.6 КоАП РФ виновные лица привлекаются в том числе органами, осуществляющими государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен.

 

Разъяснение Президиума ФАС России от 11.10.2017 № 11 «По определению размера убытков, причиненных в результате нарушения антимонопольного законодательства» (утв. протоколом Президиума ФАС России от 11.10.2017 № 20).

ФАС России даны разъяснения о разновидностях убытков, причиняемых нарушениями антимонопольного законодательства, применимых методах оценки и расчета таких убытков.

Разъяснения включают в себя, в числе прочего:

анализ правоприменительной практики;

перечень нарушений антимонопольного законодательства, дающих предпосылку для расчета убытков и иных финансовых потерь, подлежащих покрытию в порядке реституции;

общие экономические принципы, используемые при расчете убытков, контрфактуальный анализ (сравнительный экономический анализ, экономическое и финансовое моделирование);

описание концептуальных подходов, составляющих базис для расчетов убытков, причиненных нарушением антимонопольного законодательства;

модельные примеры расчета убытков.

Отмечается, что Разъяснения носят информационно-рекомендательный характер, ни один из приведенных методов расчета убытков не имеет заведомо приоритетного статуса, приоритетность методики диктуется обстоятельствами конкретного дела, количеством и характером располагаемых данных.

 

Информация Минэнерго России «О коэффициенте Ог от 2017 года».

Коэффициент Ог от 2017 года для исчисления показателя, характеризующего расходы на транспортировку газа горючего природного, составляет 3,4743.

Минэнерго России опубликована информация о коэффициенте Ог, определяемом как отношение количества газа горючего природного (за исключением попутного газа), добытого организациями, являющимися собственниками объектов Единой системы газоснабжения и (или) организациями, в которых непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет более 50 процентов (за исключением организаций, в которых одним из участников с долей не менее 50 процентов является российская организация, в которой непосредственно и (или) косвенно участвуют собственники объектов Единой системы газоснабжения и суммарная доля такого участия составляет менее 10 процентов), за 12 месяцев, предшествующих 1 октября года, предшествующего году налогового периода, к количеству газа горючего природного (за исключением попутного газа), добытого иными налогоплательщиками за 12 месяцев, предшествующих 1 октября года, предшествующего году налогового периода.

 

Письмо ФАС России от 13.07.2017 № ИА/47916/17
«По вопросам о принятии к рассмотрению жалоб от физических лиц»
.

ФАС России проинформировала об условиях рассмотрения жалоб на действия субъектов контроля при закупках юрлиц.

Антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Правом обжалования наделены юридические и физические лица, соответствующие требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке.

В случаях, предусмотренных законом, участник закупки может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии) или при наличии членства в саморегулируемой организации (специальная правоспособность). Физические лица, в силу отраслевого законодательства не обладающие указанной правоспособностью, не могут являться участниками закупок, например, на выполнение работ, требующих наличия членства в СРО.

При рассмотрении вопроса о принятии жалобы к рассмотрению, в случае поступления жалобы от физического лица на действия (бездействие) субъектов контроля при проведении закупок в случае отсутствия специальной правоспособности на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, и необходимом для выполнения обязательств по заключаемому договору, ФАС России и ее территориальным органам предписано принимать решение о возврате такой жалобы.

В случае, если при рассмотрении вопроса о принятии указанной жалобы к рассмотрению невозможно установить законность установленного субъектом контроля требования к участникам закупки о наличии специальной правоспособности на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, и необходимом для выполнения обязательств по заключаемому договору, такая жалоба подлежит рассмотрению. При этом, если при рассмотрении жалобы комиссия по контролю в сфере закупок приходит к выводу о законности установления указанного требования и в силу отраслевого законодательства физическое лицо не может обладать такой специальной правоспособностью, жалоба указанного лица подлежит оставлению без рассмотрения.

В силу отраслевого законодательства юридические лица, индивидуальные предприниматели могут обладать специальной правоспособностью. Поэтому жалобы юрлиц и ИП не могут быть возвращены по основаниям, изложенным в данном разъяснении и подлежат рассмотрению.

 

Письмо ФНС России от 17.11.2017 № СД-4-3/23394@
«О налоге на добычу полезных ископаемых»
.

Разъяснено понятие «участок недр» для целей исчисления НДПИ с учетом выработанности запасов конкретного участка.

Недра предоставляются в пользование как для добычи полезных ископаемых, так и для геологического изучения.

В зависимости от этого участок недр предоставляется пользователю либо в виде горного отвода (для добычи полезных ископаемых), либо в виде геологического отвода (для геологического изучения).

Допускается предоставление совмещенной лицензии на несколько видов пользования недрами.

В этом случае в границах предоставленного участка недр могут находиться геологический отвод и несколько горных отводов, которые не образуют самостоятельных участков недр.

Сообщается, что в целях налогообложения НДПИ (в редакции НК РФ, действующей до 01.01.2017) под «участком недр» следует понимать участок, пространственные границы которого ограничены географическими координатами, установленными в лицензии, включая все входящие в него геологические и горные отводы.

С учетом изложенного при определении степени выработанности запасов конкретного участка недр следует использовать суммарные значения начальных извлекаемых запасов нефти и накопленной добычи нефти такого участка недр.

 

Письмо Минстроя России от 06.10.2017 № 36052-АС/08 «О применении СП 47.13330 «СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»

Минстрой России разъяснил, какими нормативными документами следует руководствоваться при осуществлении инженерных изысканий.

Указывается, что актуализированная редакция СП 47.13330.2012 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» утверждена Приказом Минстроя России от 30.12.2016 № 1033/пр, с внесением изменений Приказом Минстроя России от 10.02.2017 № 86/пр. СП 47.13330.2016 введен в действие с 1 июля 2017 года.

Разделы СП 47.13330.2012 включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521 (далее - Перечень № 1521).

СП 47.13330.2016 включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный приказом Росстандарта от 30.03.2015 № 365, с изменениями, внесенными приказом Росстандарта от 10.05.2017 № 932.

Таким образом, в работе следует руководствоваться на обязательной основе положениями СП 47.13330.2012, включенными в Перечень № 1521, и на добровольной основе положениями СП 47.13330.2016.

 

Письмо Минприроды России от 16.11.2017 № 12-47/30950
«Об обращении с отработанными трубами нефте- и газопроводов»
.

Минприроды России разъяснено, при каких условиях допускается передача отработанных стальных труб нефте- и газопроводов сторонним организациям.

Сообщается, что в Федеральном классификационном каталоге отходов, утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, выделена отдельная группа отходов «Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные» (4 69 520 00 00 0), в составе которой выделено 5 видов отходов, отнесенных к IV классу опасности.

В соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV классов опасности должен быть составлен паспорт.

Согласно определению «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», обработка отходов, имеющая целью исключение их опасности или снижение ее уровня до допустимого значения, является обезвреживанием.

В связи с изложенным, отходы «Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные» можно передавать сторонним юридическим лицам только после обезвреживания данных отходов. В случае наличия у организации, принимающей указанные отходы, лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности, в части обезвреживания отходов металла, загрязненных нефтепродуктами, возможна передача отходов на обезвреживание соответствующей организации с последующей утилизацией.

 

Информационное письмо Банка России от 11.12.2017 № ИН-06-28/57 «О рекомендациях по раскрытию в годовом отчете публичного акционерного общества информации о вознаграждении членов совета директоров (наблюдательного совета), членов исполнительных органов и иных ключевых руководящих работников публичного акционерного общества».

Банком России даны разъяснения о процедуре раскрытия информации о политике в сфере выплаты вознаграждений членам совета директоров и менеджменту в годовом отчете ПАО.

В частности, приведена оптимальная структура сведений о вознаграждении, рекомендуемых для раскрытия в годовом отчете.

Сведения рекомендуется раскрывать в объеме, достаточном для того, чтобы дать всем заинтересованным лицам ответы на вопросы «сколько», «каким образом», «в связи с чем» осуществляются начисление и выплата вознаграждения членам органов управления и иным ключевым руководящим работникам общества. Сведения о вознаграждении следует излагать в простой, понятной и доступной форме, используя простые и понятные методы представления информации, в том числе таблицы, схемы, а для более наглядного отображения информации - диаграммы и графики. Предоставляемая информация должна позволять интерпретировать ее однозначным образом и не должна вводить инвесторов и акционеров в заблуждение.

 

Информационное письмо Банка России от 19.12.2017 № ИН-06-28/60
«О рекомендациях по подготовке и проведению общего собрания акционеров акционерного общества»
.

Лицам, принимающим участие в общем собрании акционеров, должны быть обеспечены равные права в части возможности выступления и обсуждения вопросов повестки дня собрания.

В целях реализации прав акционеров на участие, выступление и голосование на общем собрании акционеров Банк России рекомендует акционерным обществам:

анализировать явку акционеров на общих собраниях акционеров за предыдущие 3 года и осуществлять выбор помещения для проведения общего собрания акционеров с учетом предполагаемой максимальной явки акционеров, имеющих право на участие в общем собрании акционеров;

определять при подготовке к проведению общего собрания акционеров место его проведения и порядок его организации таким образом, чтобы не допускать возможность ограничения либо затруднения доступа (прохода) акционеров к месту регистрации на собрание и непосредственно в помещение, предназначенное для его проведения;

анализировать активность акционеров на общих собраниях акционеров за предыдущие 3 года и определять продолжительность его проведения, в том числе исходя из предполагаемого максимального количества акционеров, которые могут изъявить желание участвовать в выступлениях и обсуждениях по вопросам повестки дня собрания;

в случае если на общем собрании акционеров предусматривается возможность участия акционеров в обсуждении вопросов повестки дня посредством видео-конференц-связи - уведомлять об этом акционеров при подготовке к проведению общего собрания акционеров.

 

  1. ПРОЕКТЫ АКТОВ

 

Приняты Государственной Думой ФС РФ в окончательной редакции Проект Федерального закона № 261318-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (в части согласования с координационным органом Правительства Российской Федерации отдельных видов товаров, работ, услуг).

 

 

[1] Подготовлен на основе материалов ЗАО «КонсультантПлюс», Компании Гарант и портала regulation.gov.ru

Размер
Дата
размещения
Дата
обновления
Обзор октябрь-декабрь 2017.docx
77,81 16.01.2018 12:21 16.01.2018 12:21